#ГодовщинаПремьеры
В апреле 1978 года состоялась премьера фильма «По семейным обстоятельствам»
Это был первый опыт работы В. Азерникова в качестве сценариста – его попросили написать пьесу о Москве и москвичах. По этой пьесе был поставлен спектакль «Возможны варианты» (позднее вышел и радиоспектакль). Режиссером ленты стал Алексей Коренев, оператором — Анатолий Мукасей (они уже сотрудничали при работе над картинами "Большая перемена", "Дайте жалобную книгу", "Берегись автомобиля" - в двух последних Коренев был вторым режиссёром).
На роли в фильме пробовалась Людмила Касаткина, но главную героиню сыграла Галина Польских. На роль Лиды пробовалась дочь режиссёра Елена Коренева, но утвердили Марину Дюжеву. Игоря (зятя главной героини) в театре около 2-х лет играл Евгений Стеблов. Возможно по этой причине ему удалось обойти на пробах В. Носика, С. Садальского и В. Проскурина. На роль логопеда претендовал Савелий Крамаров, но её исполнил Р. Быков.
Интересно, что эпизод с логопедом старались снять быстро – Р. Быков был занят на других съёмках. Свою роль он доучивал по пути и в лифте. Режиссёр сердился - Евгений Евстигнеев в кадре никак не мог удержаться от смеха, слушая речь горе-логопеда. Сняли 2 дубля и смеющегося Евгения Александровича оставили из-за яркой непосредственной реакции.
Фильм был снят за 3 месяца. Сложности возникли всё из-за той же сцены с логопедом - редакторам показалось, что это пародия на Леонида Брежнева. Но вырезали эпизод с маклером, роль которого сыграл Владимир Басов. В его реплике о чешском унитазе увидели намек на ввод советских войск в Чехословакию в 1968 г. Сцену вернули только через 15 лет.
Марина Дюжева говорила о картине: «Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Через 20 лет будем переживать за героиню Ханаевой» (именно она сыграла свекровь героини Польских). А Евгений Стеблов признавался: «Мне казалось: то, что мы делаем – это такой очень хороший, очень качественный ширпотреб. Но сейчас я могу сказать, что был неправ. Потому что время показало, что в этой картине есть что-то такое, что идет к сердцу зрителя… странная это вещь – зрительская любовь. Непредсказуемая».